Современная система образования дает подрастающему поколению ориентировку во многих вопросах. Но есть жизненно важная задача, для решения которой нужна особая дополнительная подготовка, - задача самостоятельного и сознательного выбора трудового, а значит и жизненного пути.
Выбор профессии – это второе рождение человека. От того, насколько, правильно выбран жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно – психическое здоровье, радость и счастье.
На современном этапе важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности школьника, его профессиональной мотивации, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
На основании Письма Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. №АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации», с 1 сентября 2023 г. в лицее началось внедрение Единой модели профессиональной ориентации, в основу которой заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Профминимум, или единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся, нацелен формирование единого профориентационного пространства, обеспечивающего готовность выпускников к профессиональному самоопределению. Базой единой системы профориентации служит «Билет в будущее» (проект, который позволяет любому региону качественно осуществлять профориентацию и снабдить преподавателей верифицированным профориентационным контентом, а также любые другие практики, которые работают в этом направлении).
Прототипом реализации основного уровня является проект по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее», реализуемого в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование».
Готовиться к выбору будущей профессии школьники начинают с шестого класса. При этом в 6-7-м классах ученик должен определиться, какие предметы ему понадобятся в жизни в дальнейшем, в 8-9-м классах — выбрать дисциплины для профильного обучения, а в 10-11-м классах — подготовиться по ним к ЕГЭ.
Профориентация осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности; воспитательной работы, которая в том числе предполагает экскурсии на производства; дополнительного образования и профессионального обучения, а также взаимодействия с родителями.
В расписание уроков обучающихся 6 – 11 классов по четвергам включены занятия курса внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты», в рамках которых проходят профориентационные уроки, диагностики, моделирующие профессиональные пробы и др.
Для реализации программы основного уровня в лицее созданы организационные и методические условия для участия обучающихся 6-11 классов в профориентационной деятельности.
Единая модель профессиональной ориентации реализуется по направлениям: